Рекомендации

О кино

О. Нестеров: «фильм «Жил певчий дрозд».

М. Кононенко: «Любимый сериал у меня — это «Бандитский Петербург-2», я считаю его произведением искусства. Я хотел на эту тему написать большое исследование и, наверное, что-то напишу. Вы, может, не замечали, но он весь составлен из цитат из «Семнадцати мгновений весны». Посмотрите его как-нибудь, ища в голове для каждого эпизода аналог из «Семнадцати мгновений весны», и вы поймете, как это великолепно. Там режиссер, кстати, Бортко, не самый последний режиссер в стране. Это очень талантливый фильм, и мне очень жалко, что он про бандитов. Если бы он был на какую-нибудь другую тему, то было бы лучше».

О музыке

М. Кононенко: «В массовой культуре для меня событий после смерти Кобейна вообще не было. Ну вот Бритни Спирс еще появилась, артистка такая масштабная, всемирное явление. И все, больше ничего. Реально больше ничего».

В. Шендерович: «Есть несколько классический произведений, на которых я аккуратно плачу всякий раз. Бах, Второй концерт Рахманинова. Есть вещи, которые уже часть меня. Бродский сказал про поэзию, но мне кажется, что это и про музыку: «Если ты знаешь стихотворение наизусть, то оно принадлежит тебе так же, как автору». В этом смысле Второй концерт для фортепиано с оркестром Рахманинова принадлежит мне так, как будто это я его написал — это абсолютно мое. А из относительно современной музыки — это джаз и Карлос Антонио Жобим».

М. Кононенко: «Я под Шопена работаю, мне удобно, у меня время под него медленнее течет».

О литературе

М. Ганапольский: «У нас существует такая вещь, которую очень тонко подметил Петр Вайль, замечательный писатель, обозреватель радиостанции «Свобода», который написал потрясающую книгу «Гений места». <…> Что это значит? Это значит, что мы каким-то невероятным образом соответствуем и выражаем, так совпадает, мы можем много ездить, но есть только одно место, которое как фасетка, мы как в лунку попадаем. И он говорит о выдающихся писателях, художниках, одно временно анализируя их творчество, о том, как эти люди соответствуют своему месту. Почему эта книга гениальна? Потому что ее мог написать человек, который изъездил весь мир и который знает языки, культуру, интересуется литературой и прочее, т.е. мы с вами ноль, у нас нет такого образования, мы не можем такую книгу написать, это как учебник искусства. Но есть еще другая вещь. Когда ты закрываешь книгу, ты задаешь себе вопрос: а я соответствую своему месту, я его выражаю? Или, например, мне лучше уехать? Или мне лучше переехать? Понимаете, эта книга рождает удивительные мысли о себе».

О. Нестеров: «я сейчас читаю одного дядю американского. Очень толстая книга, мне кажется, там 2 тысячи страниц. Я читаю уже на середине. Там в деталях взлет и падение Третьего рейха, взгляд изнутри. Это американец написал, он был журналистом там. Там потрясающие вещи описаны по минутам, например, лето 39-го, как это все происходило. Это я сейчас читаю… А из блокбастеров — это, конечно, же «Необыкновенная легкость бытия».

В. Шендерович: «Если называть отдельные имена, то в юности — это Станислав Ежи Лец. Сегодня это Бродский, который основательно меняет мое представление о мире и о себе. <...> Великий польский афорист и философ, почти что мой современник — он умер в середине 60-х годов. В 70-х в России вышла его книга афоризмов «Непричесанные мысли». Это великие афоризмы, написанные настоящим мудрецом. Он возродил жанр афоризмов, потерянный в средневековье. И эта книжка вся вместе — некое руководство если не к действию, то к размышлению. Давайте я несколько фраз оттуда скажу, а вы уж выберете сами. Все актуально. Например, «Дна нет, просто глубже не пускают». Или такое: «Из нолей легко сделать цепь». Или вот еще имеет отношение к нам: «Неграмотные вынуждены диктовать». По-моему, стоит того, чтобы прислушаться, да? «Среди эскимосов всегда найдется кто-нибудь, кто напишет инструкцию для жителей Конго, как им себя вести в условиях страшной жары». Почитайте, получите огромное наслаждение. Вот из самых великих: «Жить вредно, от этого умирают».

М. Кононенко: «Я прочитал книжку «Американский психопат», она давно вышла, в 1992, а я ее прочитал в этом году. Вот она меня поразила технологичностью своей. И я так подозреваю, это немножко из того, о чем вы говорите. Она вся построена по очень простой схеме: в ней перечисляется огромное количество торговых марок и перемежается все это кровавыми убийствами девушек. Такой роман можно было сделать двухтомным, трехтомным, пятитомным, от этого его было бы не менее интересно читать».

«Китайский летчик
Джао Да»
м. «Китай-город», Лубянский проезд,
дом 25

info@razgovorchiki.ru

info@razgovorchiki.ru

«Китайский летчик
Джао Да»
м. «Китай-город», Лубянский проезд,
дом 25